От Геракла до Перикла. Древнегреческая история

Савельев Андрей Николаевич

Геракл исторический и Геракл мифический

 

 

Одна из загадок древней истории: почему Геракл не принял участия ни в одном значим событии, современником которого был? На Калидонской охоте его не было. Тесей, Ясон, Нестор, Диоскуры – были. С аргонавтами он поплыл, но потом на стоянке к назначенному сроку не вернулся, и Бореады потребовали отплытия. За что потом были убиты Гераклом. Фиванская эпопея тоже прошла мимо Геракла, хотя в ней участвовали многие герои. Наконец, под Трою он не отплыл, хотя в поход собрались даже враждовавшие меж собой греки, а у Геракла был личный опыт взятия Трои. Почему же Геракла нигде не было? Ответ: он был всем врагом – своеобразным «ангелом смерти» для ахейцев. Его друга Тесея изгнали из Афин не случайно.

Геракл был ни с кем и против всех. Его биография насыщена убийствами и разорениями. При этом он стал любимейшим персонажем древних греков. Правда, в другую эпоху – после ужасного провала «темных веков». Нет ли тут исторического закона, который изуверов и врагов превращает в героев по прошествии времени? Оказывается, важен масштаб, а не моральная оценка поступков. Мораль признает исключительность того, кто обрушил на народы ужасную катастрофу, – соглашается не укорять того, кого сочтет выше других. И только нравственность тихио и вкрадчиво заставляет усомниться в том, что гений и злодейство могут быть заодно.

 

Разные Гераклы

Несмотря на характеристику Геракла как мифологического героя, его действия как исторического персонажа вполне хорошо просматриваются, а сказочные сюжеты украшают облик самого популярного героя античных преданий не настолько, чтобы скрыть его реальные черты.

Геракл – это не имя, а прозвище. Гераклов было множество. Иные античные авторы насчитывали их десятками. Самый известный нам Геракл звался (или прозывался) от рождения Алкидом – по имени своего деда, царя Тринфа. Это подобие фамилии. А исходное имя Геракла было забыто – как по его собственной воле, так и по воле его родителей.

Прозвище «Геракл» означает «прославленный богиней Герой». То есть, просто «герой». В мифе Гера по ошибке покормила младенца Алкида грудью, невольно став его приемной матерью. А потом пыталась его убить, подослав ему в колыбель змей. Но Геракл змей задушил, хоть и был еще младенцем. Этот миф, скорее всего, просто приближает Геракла к богам с самого его рождения. Но само прозвище «Геракл» было связано с последующими его подвигами.

Из других Гераклов наиболее заметным является упомянутый Павсанием Геракл Идейский. Это более ранний персонаж, который привез эллинам гиперборейскую маслину, а также учредил Олимпийские игры и за какие-то свои заслуги получить прозвище «Защитник». Он принадлежал к числу идейских дактилей (куретов) – критских жрецов, обитавших на горе Ида (или же на горе Ида во Фракии, откуда они переселились в Элладу и на Крит). Дактили – пальцы (др. греч.). Возможно, это прозвище было дано жрецам, коих было пятеро, и их функции каким-то образом напоминали функции пальцев человеческой руки. С ними связаны умения пользоваться огнем, обрабатывать металлы (включая железо), с письмом («эфесские письмена») и музыкальным ритмом. Так вот, один из дактилей-куретов, и звался Геракл.

Павсаний указывает на путаницу: храм, в котором Геракл определил быть жрицей одной из дочерей Феспия, которая отказалась с ним сойтись, был посвящен Гераклу как богу. Сам себе назначить жрицу Геракл никак не мог. Поэтому Павсаний рассуждает, что это был храм идейскому Гераклу.

Геракл-младенец душит змей, а его брат Ификл бросается к матери

У Павсания также есть пример именования Гераклом одного из ливийцев, который организовал заселение Сардинии. Его звали Сард, но египтяне и ливийцы называли его Гераклом.

Поскольку Ификл – спутник Геракла во многих его подвигах, то существует гипотеза, что под именем Геракла в истории действуют два брата-близнеца (или единоутробных брата): Алкид и Ификл. Вполне возможно, что Одиссей, посетив Аид, видит тень одного Геракла – Ификла, а тем временем на Олимпе наслаждается обществом богов другой Геракл – Алкид.

 

Рождение и первые деяния

Алкид-Геракл по мужской линии происходит от Персея – отца Алкея, деда Амфитриона, по женской – от Пелопа, отца Лисидики, ставшей матерью Амфитриона. Причем Пелоп – старший предок, прежний правитель Пелопоннеса, а Персей – наследник царя Аргоса, который возвысился, вероятно, за счет успеха персеидов (Алкей и его пять братьев) в противостоянии с многочисленными пелопидами. Персей, согласно мифу, лишился прав на Аргос, потому что на играх при метании диска случайно убил своего отца. Поэтому уступил трон и правил во второстепенном Тиринфе. Правда, с течением времени захватил Микены, сделал их мощной крепостью и своей столицей. Вступив в борьбу за Аргос, убил царя Прета, но сам был убит его сыном Мегапенфом.

Таким образом, Геракл родился в обстановке сложной конкуренции между постоянно формирующимися кланами близких родственников, претендующих на власть в Микенах, Аргосе, Тиринфе и близлежащих территориях. А на склоне лет ему пришлось пережить реванш пелопидов – когда контроль над Пелопоннесом получили Атрей, затем его сын Агамемнон, затем его внук Орест. Правда, их гегемония тоже была недолгой – Элладе гомеровских времен почти сразу после Троянской войны пришел конец. И главной причиной тому послужили претензии на власть детей Геракла и их союзников из Средней Греции.

Как персеид, Геракл мог рассчитывать на царское достоинство. Но его отец Амфитрион убил своего дядю – Электриона, царя Тиринфа, своего тестя. Возможно, в результате распри, возникшей между его отцом Алкеем и Электрионом в борьбе за царские полномочия. Или же после кончины Алкея Амфитрион оспаривал трон у Электриона и третьего брата – Сфенела. Так или иначе, Амфитриону пришлось бежать в Фивы, где он стал полководцем и героем, и где родился Геракл, которому в отцы определили Зевса. Возможно, по традиции, когда одному из сыновей намеревались предоставить больше прав, чем первенцу. Либо, когда с рождением было связано какое-нибудь знамение, важное для поднятия престижа рода.

Геракл убивает своих детей

Греки считали, что Геракл рожден в отсутствие Амфитриона, и тот является лишь его приемным отцом. Отчего Геракл не переставал быть персеидом, поскольку его мать Алкмена была двоюродной сестрой своего мужа. Насколько это продвигало его к царской власти – неясно. По женской линии такая передача была под вопросом, несмотря на множество проявлений матриархата в обычаях эллинов. Вполне возможно, что статус сына Зевса как раз затруднял приобретение царского титула, и даже вводился с этой целью: почетное звание в обмен на первородство.

Первое же юношеское деяние Геракла стало причиной его изгнания. Из ненависти к музыкальным занятиям он убил своего учителя музыки Лина, брата Орфея. Причем, разбил о голову учителя кифару. Отбыв наказание жизнью в лесу, он возвращается в Фивы, чтобы принять участие в войне вместе с Амфитрионом – против минйцев из беотийского Орхомена.

Отец Геракла погиб в битвах с соседями, но явно не в войне с минийцами, как указывает Псевдо-Аполлодор. Это была какая-то другая война – уже без Геракла, который после победы над минийцами поднял руку на отца и своих детей, за что и был изгнан. Мать Геракла Алкмена после смерти мужа вышла замуж за Радаманта – брата критского Миноса. Радамант, хоть и был законодателем и слыл справедливым судьей, был изгнан с Крита и поселился в Беотии. Фигура Радаманта оставлена античными источниками без особого внимания, как и судьба Алкмены в браке с ним. Известно лишь, что она прожила долгую жизнь и умерла по пути в Фивы из Аргоса (или, скорее, из Тиринфа). Сыновья Геракла хотели похоронить ее там, где похоронен их дед Амфитрион и дети Геракла от жены Мегары – в Фивах. Но по оракулу им пришлось похоронить Алкмену в Мегарах.

 

Войны и безумства Геракла

Минийцы были сильным противником. Это автохтоны, которые прежде победили фиванцев и на 20 лет обложили их «стобыковой» данью. Также минийцы – участники знаменитого похода аргонавтов за золотым руном. Впоследствии они переселились на Пелопоннес, и там спартиаты приняли их как равных, предоставив землю и позволив им жениться на спартанках. Правда, Геродот осуждал их за нехорошие нравы и вздорное требование доли царской власти. Что, вероятно, было поводом для серьезных конфликтов в Спарте.

Начало войны Фив с минийцами было отмечено беспрецедентным оскорблением минийских вестников, прибывших с требованием дани. Геракл отрезал им носы. В другом эпизоде войны Геракл ночью пробрался в стан минийцев и связал упряжь их лошадей. Надо полагать, это фатально сказалось в момент нападения фивян: минийцы были не готовы к битве. Фивяне позднее построили два храма: Гераклу Обрезывателю носов и Гераклу Связывателю коней. Также одно из преданий гласит, что Геракл тайно проник в Орхомен и поджег дворец царя, а начавшийся пожар уничтожил город до тла. Также одно из свидетельств говорит о военной хитрости Геракла, который отвел воды реки Кефис на равнину, где и увязла конница минийцев.

Война была упорной и довела минийцев до полного истощения, отчего царь Эргин решился заключить мир. Фивяне же ради победы обратились к древнему ритуалу человеческого жертвоприношения – в жертву богам были принесены дочери знатного гражданина Антипойна. Позднее точно так же ради победы афинян над пелопонесцами принесла себя в жертву Макария, дочь Дейяниры и Геракла. Афинянам было предсказано, что победу они одержат только если умрет кто-то из детей Геракла.

Фивяне в результате войны избавились от дани, Эргин был убит, а минийцам пришлось платить Фивам вдвое большую дань.

Вероятно, к тому же времени относится и победа Геракла над дриопами (асинами), которые жили неподалеку – у Парнаса. Геракл взял их город, и дриопам пришлось бежать сначала на вершину Парнаса, потом на кораблях отправиться на Пелопоннес, где царь Еврисфей дал им землю в Арголиде.

В Фивах Геракл первый раз женился – на Мегаре. Фиванский правитель Креонт в награду за доблесть Геракла, ставшего теперь известным героем, выдал за него свою старшую дочь. Согласно мифу, Гера, постоянно проявляющая враждебность к Гераклу, наслала на него безумие, и он поубивал своих детей от Мегары и пытался убить своего отца Амфитриона и своего племянника и его детей. Афина, согласно мифу, остановила его, бросив камень ему в голову, после чего Геракл заснул. Снятие налета детской фантазии с этой истории позволяет видеть реальность: Геракл совершил страшное преступление. И не волей оракула отправился он в рабство к Еврисфею, правившему в Микенах, а бежал туда – на родину своих предков, к своим царственным родственникам. И он не отослал свою жену Мегару, полагая женитьбу на ней дурным знаком, а сам был отвергнут как убийца детей.

Алкид-Геракл не только бежал в Тиринф, но вынужден был сменить имя. Только теперь у него образовалось общеизвестное прозвище – Геракл. Миф же, смягчая образ героя, основанием для перемены имени объявляет веление оракула.

 

Складывание мифологии о Геракле

Мифология составлена из космогонии и теогонии – удела философов и поэтов, хтонизма – образного ряда, порожденного психикой, а также из героических историй сказочного характера, рассказанных с детской непосредственностью. Перетолкованию, полезному для истории, подлежат только сказочные сюжеты – за ними может скрываться истина, замещенная фантазией. Примерно такими сказками занимал Одиссей феаков, рассказывая о своих приключениях. В том же духе составлены и многие сюжеты с участием Геракла – в особенности его 12 подвигов. В каждом из таких подвигов сказочные элементы оправдывают жестокие деяния Геракла или подменяют их.

Павсаний рассказывает, как складывается мифология взаимоотношений героя и богов. Изображение борьбы Геракла с Аполлоном за треножник, оказывается, имеет простое истолкование. В Дельфах жрица отказала ему в вещании по поводу убийства им Ификла – своего брата (здесь у Павсания ошибка – речь должна была идти об убийстве Ифита в Тиринфе, а Ификл пережил Геракла и даже доставил его матери Алкмене голову тиранившего Геракла Еврисфея). Геракл со свойственной ему необузданностью схватил храмовый треножник и вынес из храма – это его по-детски продемонстрированная месть. На что жрица изрекла: «Да, из Тиринфа Геракл совершенно другой, чем канопский» (Каноп – главный порт Египта). Она сравнила Геракла с его тезкой – «египетским Гераклом», скорее всего с Гераклом Идейским. Устыдившись своего поступка, Геракл Фивский, прибывший тогда именно из Тиринфа (изгнанный туда за свое преступление), вернул треножник, за что получил одобрение жрицы и указания оракула. Дельфийский храм Аполлона в поэтических переложениях этой истории превратился в самого Аполлона, а простая и почти бытовая ситуация – в дерзновенное состязание героя с богом.

Геракл с Кребером и Гермес

Точно так же Павсаний оспаривает реальность существования трехглавого пса Кербера, которого Геракл, якобы, вывел из Аида. Павсаний предлагает каждому убедиться, что в пещере, откуда Геракл вывел страшного пса, нет никакой дороги под землю, и что разумному человеку даже проверять не нужно, есть ли там какое-то обиталище богов и душ умерших – его там не может быть. Ссылаясь на Гекатея Милетского, Павсаний предлагает другую версию истории, полагая, что «псом Аида» могли называть змея. И вот этого-то змея Геракл и смог притащить в Тиринф. Описания «пса» не существует, а потому данное предположение вполне реалистично. И только в позднейшем сочинении Гесиода «пес» превратился в трехглавую собаку. У Гомера же описания Кребера не существует.

Сюжет с грабежом и убийством в мифе оправдывается очень просто: стада, которые похищает Геракл, оказываются собственностью ужасного трехглавого великана, пастухом этих стад служит мерзкий гигант с отвратительной двуглавой собакой. Всех их Геракл убивает – к удовлетворению слушателей мифологических преданий, которые и сами при случае не прочь поживиться за счет чужих стад.

После битвы с орхоменскими минийцами в знак победы Геракл поставил изваяние льва. Отсюда пошло позднее утверждение, что Геракл задушил льва. Возможно, Геракл в период своего изгнания убил льва из лука (и такая оговорка есть у Павсания), а в дальнейшем непробиваемая львиная шкура (на службе у Эврисфея Геракл, якобы, задушил неуязвимого для его стрел льва) стала вторым атрибутом Геракла наряду с его знаменитой дубиной. Тем не менее, считается, что до VI века в греческом искусстве львиной шкуры у Геракла нет ни на одном его изображении. Скорее всего, она появилась вследствие неверного толкования значения изваяния, возведенного после победы над минийцами.

Развитие образа героя требует введения его фигуры в сюжеты с ранее известными мифическими персонажами, созданными на основе реальных исторических персон. Так, образ Геракла помогает формировать великий изобретатель Дедал, который вынужден был вместе с сыном Икаром бежать с Крита от гнева Миноса, впервые использовав для своих суденышек парус. Именно паруса позволили им уйти от весельного флота Миноса. Но кораблик Икара перевернулся, и он утонул. Геракл же случайно оказался на безымянном островке, куда волны вынесли труп Икара, и похоронил труп юноши. Здесь из мифологического сюжета исчезает полет Икара и Дедала на крыльях, и сюжет становится более реалистичным, зато Гераклу достается дополнительная линия судьбы – связь с известными героями прежних мифологий. При этом плавание под парусом искусственно удревняет историю, поскольку Минос – знаменитый талассократ, и уж парусом он пользовался наверняка не позднее Дедала.

Тем же манером к величию героя приобщен человеколюбец Прометей, которого Геракл, якобы по воле Зевса, освободил от цепей, а орла, терзавшего прометееву печень, убил. В этом мифе – превращенная история с походом Тесея и Перифоя в страну феспортов (Эпир), где они потеряли войско и попали в плен. Их держали прикованными цепями. И освободить их смог лишь Геракл. Причем, этот поход также был мифологизирован: якобы Тесей и Перифой пытались похитить не царицу царя феспортов, а саму владычицу Аида Персефону. Точнее, это попытался сделать Перифой, и за это был в Аиде прикован к камню. Тесей отправился за ним, но без помощи Геракла выйти из Аида он не смог. Геракл освободил Тесея, но вытащить Перифоя не хватило даже его безмерных сил.

Мифология греков – это не только приукрашивание своей истории, но и «употребление» древних сказаний и их хтонических персонажей. Олимпийские боги усмиряют не только разных ужасных существ – обитателей бессознательного – но и свой собственный хтонизм, который сохранялся даже в антропоморфных божествах (по Геродоту грекам богов дали пеласги, а также восточные народы – Аполлон, Артемида, Арес и другие происходят от более древних восточных аналогов).

Еврисфей прячется от Геракла в амфоре

Бессознательный страх загоняет Еврисфея в амфору, когда Геракл приносит ему тушу убитого вепря. Хотя реальному Еврисфею достаточно было приказать не пускать Геракла на порог дворца. Миф же требует разрешения психологического беспокойства. Поэтому фигура Ефрисфея обретает комические черты. Смеясь или описывая ужасный конец негативных персонажей мифов, греки расставались со своими страхами.

Чтобы освоить незнакомую территорию, надо было избавиться от страха сильнопрофилированной местности, которая пугала обитателей равнин, пришедших на Пелопоннес. Отсюда подвиги Геракла – добытые в лесу ужасный вепрь, страшный бык, лев с непробиваемой шкурой, плотоядные кони… Расправившись с ними в мифе, греки очищали себя от бессознательных страхов (неслучаен обряд очищения после убийства не на поле брани). А возможно, обозначали тем самым и уничтожение тотемов местных племен.

Мифологизация Геракла, скорее всего, произошла в период переселения дорийцев, а для ахейцев он был просто завоевателем, разорившим множество городов и убившим множество воинов, царей, женщин, детей. Дорийцы приспособили Геракла к своим мифологическим запросам. Но мифологизация героев была и у гомеровских греков. Подавление хтонических существ требовало молодой энергии, и ее демонстрировали герои, превратившихся в богов, которые были вечно молоды, пока не начали устаревать – тогда греческое искусство начало снабжать богов-мужчин бородами, а богов-женщин возрастом.

 

Служба у Еврисфея

Куда было Гераклу бежать из Фив? Разумеется – к родственникам, которые правили на Пелопоннесе. И он обращается к своему двоюродному брату Еврисфею, который в то время правил в Микенах, а также владел Тиринфом. У Еврисфея Геракл становится полководцем и совершает множество подвигов, ставших любимейшими эпизодами античной мифологии.

В мифологии Еврисфей представляется жестоким правителем, который пользуется требованием оракула, заставляющим Геракла исполнить невыполнимые приказания. Геракл же, как подобает герою, успешно с ними справляется. Часть заданий связана с охотой на опасных животных, с которыми никто другой не мог справиться. Но истории с дикими животными – лишь сказочный мотив, отвлекающий внимание от реальных деяний Геракла, представляющих собой грабительские походы. Именно грабительские, поскольку задачи завоевания в тот период никто перед собой не ставит.

Соперничество Геракла и Эрикса на Сицилии по поводу быков Гериона – отражение единоборства в войне. Еврисфей велел Гераклу пригнать ему стадо быков (коров) трехглавого великана Гериона. Где-то на краю земли Геракл убил сначала пастуха и пса, стерегущих стадо, а когда его нагнал Герион – то и его. Затем Геракл очутился в Сицилии, где краденое стадо смешалось со стадом царя Эрикса, и единоборство предполагало ставку: все получает победитель. Как цивилизованные люди, герои состязались между собой в пентатле (пятиборье), и Геракл выиграл во всех дисциплинах. А в последней (борьбе или панкратионе) поднял Эрикса и ударил его оземь, убив насмерть. Коровы тем временем разбежались, и Гераклу стоило больших усилий их собрать и доставить в Микены. Павсаний философски отмечает: «люди в те времена выше всего ценили стада коров».

Геракл сражается с Герионом

Еще одна история с таким же детским приемом отвлечения внимания – с золотыми яблоками Гесперид. Значение этих яблок неясно, у них есть лишь мифологическая функция приданого Геры. Для нас они означают просто «богатство» или «золото», которое Геракл должен был завоевать во время похода в Ливию. Конечно, грабеж надо чем-то прикрыть. И возникает история о том, что хранительницы яблок Геспериды были похищены разбойниками, а явившийся герой их спас, перебив стражу и тут же получив эти самые яблоки в награду. Такой оборот дела явно надуман: в этом случае никакого смысла хранить яблоки не было, ибо они лишались какой-либо священной функции. Скорее всего, Геракл просто захватил и ограбил святилище Геры, доставив его богатства в Микены.

В многочисленных версиях этой истории Геракл чем только ни занимался, где только ни побывал. Он убивает злобных пигмеев в Эфиопии и доходит до Репейских (Уральских) гор. Но все это – приключенческий роман античных времен, реальная основа которого – грабительские походы.

Вероятно, Геракл был участником большого похода в Египет, который подобен (или неверно датирован) отраженному в Карнакской надписи (1219 г. до н. э.). Ахейцы здесь выступают под именем «акайваша», а поход напоминает поход на Трою – в большой коалиции, собранной ливийцами. В «Одиссее» один из рассказов упоминает беспрерывные грабительские экспедиции ахейцев: «Девять там лет воевали упорно мы, чада ахеян». В последнем походе пелопоннесские разбойники были разбиты, пленены и обращены в рабство.

История с плотоядными конями фракийского царя Диомеда – тоже из разряда детских. Негативное отношение к Диомеду должно возникнуть именно потому, что он скармливает своим буйным коням ни в чем не повинных людей. Раз так, то коней Гераклу не зазорно будет похитить, а попытавшихся остановить похитителя убить вместе с их царем. Диомед ограблен и убит, кони в Микенах, но из-за своей буйной натуры никому не нужны и отпущены в лес – на растерзание диким зверям. А Геракл ходит в героях – усмирил таких ужасных коней! Причем, накормив их до отвала плотью своих хозяев.

Если считать мифических кентавров просто всадниками, то племя этих всадников не было дружественно Гераклу. Но были у него в этом племени друзья. Прежде всего, кентавр Хирон – его учитель. Во время службы у Еврисфея Геракл заглянул к кентаврам, и «дежурный по кухне» Фол стал угощать его вином. Остальные кентавры, возвратившись в свое логово, были возмущены, что кто-то так запросто пьет их вино. И набросились на Геракла и Фола. Геракл отогнал их горящими головнями из очага, а потом стал поражать стрелами из лука, пока не загнал в пещеру. Ворвавшись в пещеру, он пустил стрелу и попал в ногу оказавшемуся там Хирону (по другой версии, стрела прошла навылет через тело другого кентавра и на излете ранила Хирона). Стрелы были отравлены ядом гидры, поэтому Хирон, учитель Геракла, отправился в Аид. Ну а простодушный Фол «уронил на себя» стрелу Геракла, которую из любопытства подобрал. И тоже, разумеется, умер.

Столь же наивен рассказ об амазонках – племени с сохранившимся матриархатом, где мужчины наверняка были, но командовали всем женщины. Не амазонки напали на Геракла, а он осадил их город Фемискиру – ради сказочного приказа добыть пояс царицы Ипполиты (или Меланиппы). Взять город Гераклу удалось с помощью предательства Антиопы, которая влюбилась в спутника Геракла юного Тесея, сына афинского царя Эгея. По другой версии царица была похищена, а когда амазонки бросились к кораблям Геракла ее спасать, герой ее просто убил. Или отпустил, а она умерла от горя или от позора. Наверняка нападение на амазонок было предпринято в союзе с Афинами (присутствие Тесея неслучайно), поэтому амазонки собрали войско против Афин и основательо потрепали еще не очень известный город. Потом они появились под Троей и сражались против ахейцев.

Геракл сражается с кентаврами

Геракл сражается с амазонками

По той же схеме сформирован миф о конюшнях в Элиде, которые Геракл предложил вычистить в обмен на награду – царь Авгий должен уступить ему десятую часть скота. (У Павсания речь идет о загаженности навозом не только конюшен, а прямо-таки всей страны!) Якобы, Геракл придумал уловку: направил на конюшни воды реки, изменив ее русло (как это он уже делал в Беотии, чтобы помешать передвижению конницы минийцев). Авгий отказался выполнять условия спора, поскольку задание выполнено не трудом, а хитростью. По своему вздорному характеру Геракл решил, что за это он должен Авгия убить, а его страну разорить. Но, как пишет Павсаний, «в войне с Авгием Гераклу не удалось прославить себя никакими подвигами: так как дети Актора были в цветущем возрасте и отличались смелостью, то союзники Геракла не раз обращались ими в бегство». И Геракл снова идет на уловку: он устраивает засаду и убивает этих замечательных воинов – сыновей Актора, когда они направлялись священным посольством на Истмийские игры во время установленного перемирия. Убийство было тайным, и к его раскрытию жена Актора Молина приложила большие усилия. Но ее претензии к аргосскому Тиринфу, где жил Геракл, были отвергнуты. В результате Элида навсегда отказалась от участия в Истмийских играх: атлеты опасались «проклятия Молины».

Вместо раскаяния в убийстве и святотатстве, Геракл собрал войско и опустошил Элиду, перебив всех мужчин. Страну и плененного Авгия он отдал Филею – сыну Авгия, который требовал, чтобы отец исполнил обязательства по спору об очищении конюшен, но был изгнан царем. Элейцы обязались приносить жертвы Гераклу как герою или богу. С этого момента возникли ритуалы, первенство в которых позднее пытались приписать себе жители Марафона. Как мы видим, происхождение почитания Геракла не очень достойно.

Геракл принимает участие в походе аргонавтов, но на стоянке на острове Кеос почему-то не возвращается на борт корабля. Можно сказать, Геракл дезертировал. И лишь в позднем мифе сообщается, что впоследствии он убил Бореадов, которые предложили больше не ждать Геракла. Это отражает своеобразную «хтоническую» кровожадность героя, в которой возникла необходимость в эпоху классических греков, не знавших зверств греков гомеровских. Зверства из окружающей жизни перешли в сказания и литературу. Правда, в классическую эпоху они повторились в бесконечных войнах и деяниях множества безвестных «гераклов».

 

Убийство Ифита и разорение Пелопоннеса

Геракл постоянно безумствует, совершая «случайные» убийства не только посторонних лиц, но и друзей. Именно эти безумства стали причиной изгнания Геракла Еврисфеем, чье царское достоинство было поставлено под вопрос не только ужасным разорением соседей, но и бесконтрольностью действий Геракла.

Одно из самых гнусных убийств, совершенных Гераклом, – убийство юноши-виночерпия, который чем-то не угодил герою, только что вернувшемуся из Ливии с яблоками Гесперид и бурно отмечавшему свой успех. Юноша-виночерпий Киаф был убит ударом одного пальца за ненадлежащее питье, которое он принес в кубке. Мифология не осуждает за это Геракла. Остается лишь отстраненное восхищение: «Надо же, одним пальцем убил!» Но современники Геракла и царь Микен, видимо, были другого мнения.

Чашу терпения Еврисфея переполнило убийство Гераклом аргонавта Ифита, известного также тем, что именно он подарил Одиссею знаменитый лук, из которого тот потом убил женихов Пенелопы.

Геракл и Афина

Причины конфликта связаны с появлением Ифита у Геракла в качестве просителя за своего отца царя Еврита, с которым Геракл сильно повздорил. Где правил Еврит, точно неизвестно – на Эвбее, в Фессалии, в Мессении или в Аркадии. Геракл участвовал в состязании, устроенном царем среди женихов его дочери Иолы, и победил в стрельбе из лука. Или же считал, что победил, ибо сам Еврит также участвовал в соревновании. А он был известен как блестящий лучник. Может быть, он объявил, что если пустит стрелу удачнее Геракла, дочь останется при нем. Так и получилось. Разгневанный Геракл крадет у Еврита кобылиц (или быков) и отправляется с ними в Тиринф (в Микены Еврисфей его уже не пускает). Ифит пытается посредничать между сторонами: безуспешно пытается уговорить Еврита отдать дочь Гераклу, а потом отравляется к Гераклу за быками. И пришедший в ярость Геракл сбрасывает Ифита со стены Тиринфа.

Один из мифов гласит, что за убийство Ифита Геракл был продан в рабство лидийской царице Омфале, а вырученные деньги получили дети Ифита. В «рабстве» Геракл хорошо устроился – вместо походов, войн и поединков он исполнял женскую работу и обслуживал свою госпожу. Эта версия наиболее фантазийна – в духе восточных сказок и выдумок хитроумного Одиссея.

По другой версии Геракл попытался откупиться от Еврита за смерть сына, но царь виру не принял. И тогда Геракл продолжил безумствовать – прибыл к Евриту с войском и убил его и его сыновей на глазах у Иолы.

На этом безумства Геракла не кончились. Он отправился в Спарту для очистительного ритуала, который оправдает перед богами его убийство Ифита. Но там его не приняли – что и говорит о весьма неоднозначном отношении современников к любимому герою эллинов. Раздосадованный холодным приемом, Геракл устроил драку с сыновьями царя Гиппокоонта. При этом погиб племянник Геракла Ойон-Эон (сын брата Алкмены). Сам Геракл получил тяжелое ранение в ногу и едва смог скрыться в горах. Там местный целитель уврачевал ему рану. И по законам мифа это был бог Акслепий – ведь все медики немного боги.

Разумеется, Геракл не простил обиды. Он организовал поход в Спарту, убил Гиппокоонта и его сыновей (10 или 12 из 20). Власть в Лаконике была передана прежде изгнанному Тиндарею, затем перешла его зятю Менелаю, женившемуся на Елене. Позднее Гераклиды объявили эту землю своей, поскольку, якобы, Геракл отдал ее Тиндарею лишь на сохранение. Этой примитивной уловкой было оправдана война, разорившая Пелопоннес в «темные века».

Подобная же история связывает попытку ритуального очищения Геракла с Пилосом – у царя Нелея (по другой версии Нелей успел бежать и стал инициатором первого массового заселения Ионии, но здесь, вероятно, путается Нелей сын Кодра из Афин с пилосским Нелеем), который отказался его принять в силу приятельства с Евритом. И тогда Геракл напал на Пилос и убил Нелея и его 11 сыновей, с которыми был связан дружественными клятвами. (Источники указывают на ритуал – стоя на кусках разрубленной туши кабана. Аналогичным образом женихи Елены клялись по воле Тиндарея на частях разрубленной туши жертвенного коня.) Позднее Гераклиды и на эту землю претендовали, утверждая, что она была отдана Гераклом Нестору только для сохранения.

Во многом аналогична история с захватом Трои – еще до троянского похода ахейцев. Снова имеем сказочный предлог и грабительских поход: убит царь Лаомедонт и все его сыновья, город разграблен. История отягощена намерением Геракла убить Теламона, который первый ворвался в город. Тот выжил лишь потому, что быстро начал собирать камни, приговаривая, что строит алтарь Гераклу-Победителю. Единственный спасшийся сын Лаомедонта – Приам, будущий царь и герой гомеровского эпоса. Приам направляет к ахейцам посла Антенора, который требует вернуть сестру троянского царя Гесиону, отданную Гераклом Теламону в качестве приза. После неудачи миссии Антенора в Спарту направляется Парис, где совершает ответный ход: похищает Елену и сокровища ее мужа Менелая. Таким образом, Геракл становится причиной раздора ахейян с Троей, закончившегося крахом многих династий с обеих сторон и микенской цивилизации в целом.

Все эти деяния Геракл совершил уже не на службе Еврисфея, а будучи сам правителем Тиринфа, куда его прогнал микенский царь. Править ему пришлось недолго: безумства Геракла настроили против него не только близлежащие народы, но и население города. При поддержке Еврисфея Геракл был изгнан. Но куда ему было бежать? В Фивах помнят его убийство детей, Спарта, Пилос, Элида разорены, в Микенах ему места нет. Остались Афины, где могли помнить его союз с Тесеем. Но время Тесея закончилось – его правление пало. Геракл становится никому не нужным скитальцем.

 

Смерть Геракла

Сначала Геракл отправляется в Аркадию – в Феней, где он в последний раз прославил себя – вырыл глубокий канал для предотвращения наводнений, затапливавших город. Может быть, это единственное доброе дело Геракла. Затем гонимый Геракл переселился в фессалийский Трахин, где царствовал его племянник Кеик. Но задержался недолго, и оставил там своих детей, которым позднее пришлось бежать под защиту Афин. Может быть, Гераклу было сподручнее скрываться от мстителей без детей.

Последнее пристанище Геракл нашел в Калидоне – глухой глубинке Средней Греции. Там он посватался к дочери Ойнея Деянире. При сватовстве ему пришлось победить одного или нескольких соперников, которые выведены в мифе в виде многоликого бога Ахелоя. Здесь же произошел случай с кентавром Нессом, который перевозил людей через реку на спине. Он усадил на себя Деяниру, а Геракл последовал вплавь. Согласно мифу Несс попытался похитить Деяниру, но Гераклу удалось убить его стрелой с большого расстояния. Умирающий Несс посоветовал Деянире собрать его кровь как приворотное зелье. Однако зелье оказалось смертельным, и смоченный им хитон отравил Геракла – заставил его от боли самому броситься в костер.

Если попытку похищения Деяниры можно представить себе реальным фактом, то все остальное – выдумка. Геракл умер в возрасте около 50 лет и был предан огню своими друзьями или сыновьями на горе Эте. Много лет понадобилось, чтобы его деяния были мифологизированы и эллины озаботились вопросом «Куда подевался Геракл?» и выяснили обстоятельства его смерти.

Геракл, Деянира и Нес

Рождение Геракла, судя по датировкам правлений царей Тиринфа, относится к последней трети XIII в. до н.э., падение Трои – к рубежу XIII и XII вв. (датировки Эратосфена – 1184/ 83 гг. до н.э., Геродота – 1260 г. до н.э., Паросской хроники – 1209 г. до н. э.). Получается, что Геракл умер, скорее всего, в полном забвении. И забвение это было связано с его неучастием в Троянской войне. Или наоборот: изгнание Геракла послужило причиной его неучастия в Тронской войне. К тому времени его дети стали более известны и более опасны для жителей Пелопоннеса.

 

Гераклиды захватывают Пелопоннес

После человеческого жертвоприношения (умерщвления Макарии, дочери Геракла) афиняне и Гераклиды уверились в возможности победы над пелопоннесцами. Престарелый Еврисфей в этой войне был разбит и убит Гиллом, старшим сыном Геракла, который принес матери его голову. Алкмена выколола у нее глаза, что было ничем не оправдано: существенного вреда Еврисфей Гераклу не принес, а его преследование детей Геракла никакой жестокостью не отмечено. Впрочем, Павсаний считает защиту афинянами Гераклидов легендой. Действительно, Афины от войны с Пелопоннесом ничего в итоге не получили.

Скорее всего, Гераклиды просто были кстати, когда Афины намерились утвердить свою гегемонию на Пелопоннесе. Афиняне разбили Еврисфея, а Гераклидов использовали в качестве претендентов на правление в пелопоннесских городах – для обоснования своего вторжения. Это привело к краху персеидов, которым Геракл нанес столько вреда, несмотря на родственные связи. Их место заняли пелопиды, начиная с Атрея. Атрей (по Фукидиду), оставленный управлять в Микенах на время похода против Гераклидов, после смерти Еврисфея захватил власть, пользуясь своим правом как пелопид.

Первое вторжение Гераклидов было прекращено чумой. Гераклиды вернулись в Аттику, поселившись в Марафоне, где Гераклу, по видимому, уже возносили молитвы как богу. Второе вторжение кончилось для Гераклидов печально. Объединенное войско Пелопоннеса остановило их у Истма – у перешейка, отделяющего полуостров от материка. Следуя традициям своего отца, Гилл предложил противнику поединок. Против него выступил царь Эхем (Эхемон) из Тегеи (Аркадия), который и убил Гилла. И Гераклиды на длительное время оставили Пелопоннес в покое.

Минула Троянская война, пал Агамемнон, изгнан его сын Орест. При Тисамене, сыне Ореста, Пелопоннесская коалиция распалась, и афиняне с Гераклидами снова вторглись в Пелопоннес. Первым их требованием была уступка Аргоса, поскольку права персеидов рассматривались выше, чем права пелопидов, к которым относился и Тисамен. Вторым требованием была уступка Спарты – поскольку она была отдана Гераклом Тиндарею «на сохранение». То же самое было сказано и о Мессении, которая, будто бы, была вручена Нестору «во временное пользование». В результате войны Тисаемн был изгнан из Аргоса и ушел с войском в Ахейю. Из Мессении были изгнаны нелеиды – им пришлось удалиться в Афины, где они стали родоначальниками Пэонидов и Алкмеонидов – влиятельных аристократических кланов. Нелеиды отняли власть у Фимента, последнего царя из рода Тесея – власть перешла к Мелансу. Данное обстоятельство указывает на непрочность союзнических отношений Гераклидов с афинянами. Афины просто не могли в тот момент выступить против многочисленных дорийцев, составивших армию вторжения на Пелопоннес.

Дорийцы были прежде незнакомы с ахейскими племенами, и культурные различия стали на долгие столетия причиной распрей. Они начались по поводу прав на Арголиду и Мессению. Гераклиды же, которые в этих распрях значимой роли уже не играли, отправились дальше – на Сицилию и на Сардинию. Тут они тоже предъявили свои права от имени Геракла. На Сицилии они были разбиты, а в Сардинии смогли лишь основать поселение.

Гегемония Гераклидов не сложилась. Их цели были скорее грабительскими, чем завоевательными. Пришедшие с Гераклидами дорийцы серьезно изменили этнокультурный ландшафт Пелопоннеса, что привело к бесконечным конфликтам, в которых микенская цивилизация была окончательно разорена, и прошло немало времени, прежде чем ахейцы и дорийцы смогли жить бок о бок без войн.

***

Геракл – один из самых жестоких персонажей античной истории. Именно с его деятельностью, а не с набегами амазонок, связан первый тяжелый кризис Пелопоннеса в конце XIII в до н.э. Некоторые исследователи полагают, что это кризис, порожденный неудавшимися претензиями Гераклидов, привел к смене гегемонии персеидов на гегемонию пелопидов. Последовавшее возвышение Агамемнона сделало возможным общеэллинский поход на Трою, исключавший Гераклидов из коалиции. Ослабленные многолетней войной ахейцы вновь были атакованы Гераклидами – во главе дорийских племен. Чем и закончился микенский период истории Древней Греции.

Не могут не изумлять масштабы разорения ахейской Греции накануне Троянской войны. По данным археологии, в Беотии были разрушены 22 из 26 поселений, в Арголиде 17 из 27 (в поход на Трою корабли выставили только 9 центров), в Мессении 46 из 56 (на Трою свои корабли отсюда также послали только 9 центров). Всего из 600 ахейских центров уцелели 156.

В совокупности это – деяния Геракла и Гераклидов и их союзников. А вовсе не «неизвестных пришельцев», как пишут некоторые авторы. «Варварская керамика» того периода – скорее результат производства рабов для личного потребления или местных сельских общин, изолированных в результате войн, а не следы вторгшихся иноплеменников. Своеобразный тип мечей и смычковые фибулы, разумеется, «пришли» с севера – с дорийцами. Павсаний недвусмысленно указывает на вторжение Гераклидов совместно с дорийцами – через Истм, где жители Пелопоннеса соорудили мощное укрепление для отражения нашествия. Предположение о том, что в нашествии могли участвовать киммерийцы и фракийцы разумно, но подтверждающих археологических материалов и намеков в источниках слишком мало. Более вероятно, что такие нашествия могли происходить в так называемые «темные века».

Трудно понять, почему фигура Геракла полностью исключена историками из реальных событий периода, предшествовавшего Троянской войне. При этом насыщенные мифологией сочинения Гомера являются для них важным источником. Геракл оказался выброшенным из истории вместе с мифологией. И это ошибка. Используя различные источники, очищая их от сказочных элементов, мы можем реконструировать события, связанные с фигурой Геракла – также, как и с Троянской войной. И даже если под этим именем действуют несколько персонажей, мы получаем ценный материал об истории Эллады.